Актеры советского и российского кино


ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО * ОБОИ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Кузнецов Михаил _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Михаила Кузнецова

Фильмография:

1940 Приятели
1942 Машенька
1942 Секретарь райкома
1942 Боевой киносборник №10
1942 Боевой киносборник "Наши девушки"
1942 Актриса
1943 Воздушный извозчик
1944,1945 Иван Грозный
1945 Это было в Донбассе
1946 Наше сердце
1946 Во имя жизни
1947 Рядовой Александр Матросов
1950 Щедрое лето
1951 Тарас Шевченко
1952 Неразлучные друзья
1953 Судьба Марины
1953 Калиновая роща - фильм-спектакль
1954 Море студёное
1954 Командир корабля
1955 Матрос Чижик
1956 Драгоценный подарок
1956 Без вести пропавший
1958 ЧП. Чрезвычайное происшествие
1958 Дожди - короткометражный
1959 Марья-искусница
1959 В степной тиши
1960 Чужая беда
1963 Серебряный тренер
1965 Игра без правил
1965 Гиперболоид инженера Гарина
1967 Свадебные колокола
1972 Юлька
1972 Неизвестный, которого знали все
1973 Юнга Северного флота
1975 Семейные дела Гаюровых
1975 Повторная свадьба
1975 Дорога
1978 Квартет Гварнери
1979 Циркачонок
1980 Тайное голосование
1980 Служа Отечеству
1980 Алые погоны
1981-1982 Россия молодая
1982 Нам здесь жить
1983 Пробуждение
1985 Господин гимназист
1985 Багратион
1987 Под знаком Красного креста
1987 Апелляция

КУЗНЕЦОВ
Михаил Артемьевич

25.02.1918, Богородск, Московская губерния – 23.08.1986, Москва

Заслуженный артист Украинской ССР (1955)
Народный артист РСФСР (1965)
Лауреат Сталинской премии (1952, за роль в фильме «Тарас Шевченко»)
Кавалер ордена «Знак Почёта»

Детство

Михаил Кузнецов родился в 1918 году в маленьком подмосковном городе Богородске (с 1930 года переименованном в Ногинск). Спустя некоторое время у него умер отец, и мать решила перебраться на Дон, в станицу Тихорецкую. Там прошла часть детства Михаила, и уже там мальчик увлекся самодеятельностью…

В 30-е годы семья Кузнецовых вернулась в Москву. В столице жизнь Михаила, в общем-то, ничем не отличалась от жизни других подростков: школа, футбол во дворе… Но все же было то, что выделяло его среди других – это любовь к театру. Однажды он попал на спектакль Малого театра и был так поражен игрой актеров, что ни о чем, кроме сцены уже больше не мечтал. Чтобы попасть на очередной спектакль мальчик выдумывал разные способы: например, подходил ко второму действию и уверенно шел мимо билетеров, утверждая, что вышел в антракте покурить. Правда, для этого ему приходилось мерзнуть на улице без пальто и шапки, но разве не стоило это, того, чтобы очередной раз взглянуть на своих кумиров!

Поскольку семью надо было кормить, а юный Михаил был единственным мужчиной в семье, он окончил фабрично-заводское училище (ФЗУ) и пошел работать токарем на 1-й Шарикоподшипниковый завод. Вот только «вирус сцены» уже крепко засел в нем. Юноша и здесь продолжил играть в самодеятельности, мечтая о настоящей сцене…

Начало актерской карьеры

Шанс осуществить свою мечту у Михаила Кузнецова появился в 1935 году, когда знаменитый Константин Сергеевич Станиславский открыл Государственную оперно-драматическую студию, чтобы воспитать по своей системе актеров оперного театра. Узнав об этом, Михаил тут же подал заявление, после чего успешно преодолел первые туры. А вот с заключительным экзаменом вышла проблема – прослушивание проходило в самый разгар рабочего дня, и просто так уйти со смены токарь Кузнецов не мог. Тогда он отважился на отчаянный шаг – нарочно обжег руку кислотой, после чего был отпущен в медпункт. Наскоро перевязав руку, юноша помчался на экзамен… Выступление в образе Труффальдино произвело впечатление на Станиславского, и Михаил был принят.

К сожалению, у великого мастера Кузнецову удалось поучиться недолго. Спустя год Станиславский скончался, но студия, получившая его имя, продолжила свою работу. И в 1941 году Михаил ее благополучно окончил.

Будучи студентом, Михаил Кузнецов дебютировал на киноэкране. Красивая, эффектная внешность начинающего актера привлекла режиссера Гайворонского, и тот утвердил Михаила на главную роль десятиклассника Ильи Корзуна, сына известного авиаконструктора в своей картине «Приятели». Правда, большого удовлетворения эта работа актеру не принесла. Сюжет фильма оказался примитивно-прямолинейным, разъясняющим, что негоже советскому молодому человеку зазнаваться: герой Кузнецова, увлеченный изобретением механизма, ссорится с друзьями, бросает школу, но затем, осознает свое поведение и возвращается в славные «ряды строителей социализма».

Годы войны

Весной 1941 года, незадолго до окончания учебы в студии им.Станиславского, Михаил Кузнецов начал сниматься в мелодраме Юлия Райзмана «Машенька». Вновь, как и в случае с фильмом «Приятели» герой Кузнецова не был абсолютно «правильным» молодым человеком. Но в этом фильме образ оказался глубже. Добрый, открытый, немного наивный парень, герой шофер такси Алексей Соловьев в определенные моменты проявлял признаки беспечности и эгоизма. Чувствуя душевную опору в искренней, чистой Машеньке, наделенной цельным, самоотверженным характером, он, тем не менее, легко уступал чарам ее подруги-кокетки…

В разгар съемок, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, и создатели картины по ходу внесли коррективы в сюжет. В финале фильма Алексей встречался с Машенькой спустя годы на фронте, во время финской войны. Возмужавший, он только теперь осознавал, каким подарком судьбы была для него в свое время встреча с этой девушкой…

Премьера картины состоялась 10 апреля 1942 года и на определенное время стала визитной карточкой Михаила Кузнецова.

В начале войны киностудия «Мосфильм» была эвакуирована в Алма-Ату, где была создана ЦОКС (Центральная объединенная киностудия). Там Михаил Кузнецов и завершил съемки в «Машеньке», а также снялся в ряде других картин. Говорить о художественной ценности фильмов того времени особо не приходится. Задача была одна: выпускать картины, поднимающие дух населения в тылу и бойцов на фронте. Отсюда – киноленты преимущественно героического и комедийно-мелодраматического характера.

Соответственно и кино персонажи Михаила Кузнецова не отличались разнообразием – исключительно отважные молодые люди. В этот период актер сыграл Сашу Рудова в героической драме Ивана Пырьева «Секретарь райкома», исполнил роль летчика Коли в комедии «Воздушный извозчик». Пару раз актер снялся в боевых киносборниках, представлявших собой сборники героических короткометражек (румынский подпольщик в фильме «Молодое вино» и летчик в фильме «Однажды ночью»).

Однако была у Михаила Кузнецова в период войны одна роль, совершенно другого плана и абсолютно другого уровня. И сыграл он эту роль в картине великого режиссера Сергея Эйзенштейна…

«Иван Грозный»

На Михаила Кузнецова Сергей Эйзенштейн обратил внимание в Алма-Ате, на съемках фильма «Машенька». Спустя два года, когда режиссер там же, в Алма-Ате, приступил к съемкам своей исторической драмы «Иван Грозный», он решил доверить ему роль опричника Федора Басманова.

Для Михаила Кузнецова это была абсолютно новая ступень в кинокарьере: сложнейшая драматургия и фильма в целом и конкретно его роли, требовали от актера мобилизации всего имеющегося потенциала. Но ему ли, ученику самого Станиславского, пасовать перед этим?!

Фильм, состоящий из двух серий, снимался два года. В ходе сюжета персонаж Кузнецова Федька Басманов претерпевал внутреннее перерождение, в результате которого в нем вытраливалось все человеческое. Зрители наблюдали за эволюцией чистого отрока в жестокого и лукавого опричника, беспощадного убийцу.

Во многих источниках рассказывается о сложных взаимоотношениях Михаила Кузнецова и Сергея Эйзенштейна. Можно сказать, что на съемочной площадке сошлись два характера, два взгляда на съемочный процесс, два больших мастера. Кузнецов часто не принимал методов Эйзенштейна, не боялся с ним вступать в спор. Может быть, поэтому получился такой яркий персонаж.

Особое внимание Эйзенштейн отводил взгляду Федьки Басманова, который сравнивал с взглядом барса. Кузнецову удалось поймать этот взгляд и передать его на экран. Отечественный кинокритик Ростислав Юренев впоследствии отметил его, как прекрасный и жестокий, в котором таятся темная страсть, упоение дикой пляской и коварной борьбой.

Фильм «Иван Грозный» вошел в историю мирового кино, а роль Михаила Кузнецова стала образцом, на котором училось не одно поколение актеров. Сам же Михаил Артемьевич впоследствии неохотно говорил об этой работе, утверждая, что на съемках он «был ведомым», а сам он не является «актером Эйзенштейна». Впрочем, это не мешало ему признавать величие мастерства режиссера.

Первый брак

В годы войны Михаил Кузнецов первый раз женился. Со своей будущей супругой актрисой Людмилой Шабалиной он познакомился в 1942-м году на съемках боевых киносборников. Тогда они снялись в разных новеллах. В начале 1943 года состоялась их свадьба, в том же году они вместе снялись в комедии Герберта Рапопорта «Воздушный извозчик», где Шабалина играла бортпроводницу, а Кузнецов – ее поклонника.

Вместе Кузнецов и Шабалина прожили три года… В последний раз они вместе снялись в 1946 году у режиссеров Александра Зархи и Иосифа Хейфица в драме «Во имя жизни». Там они играли возлюбленную пару, но уже вскоре их брак распался…

Второй брак

В 1946 году на съемках военной драмы Александра Столпера «Наше сердце» Михаил Кузнецов встретился с актрисой Викторией Германовой, исполнительницей одной из главных ролей. И между ними сразу же вспыхнул роман…

В 1947 году Михаил Кузнецов развелся с Людмилой Шабалиной и женился на Виктории Германовой. После свадьбы Виктория взяла фамилию мужа. В том же году у них родилась дочь Валентина Кузнецова, впоследствии тоже ставшая актрисой.

Послевоенные работы

Как уже говорилось, в 1946 году Михаил Кузнецов снялся драме режиссеров Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Во имя жизни» и в драме Александра Столпера «Наше сердце».

«Во имя жизни» Зархи и Хейфица на первый взгляд представляла собой обычную для сталинского периода производственную драму, где тройка молодых ученых занималась исследованиями в области нейрохирургии. В их числе – и герой Михаила Кузнецова – хирург Колесов, человек мягкий, ищущий покоя и стремящийся избегать конфликтов. Он и другой ученый, не выдержав производственных неудач, «сходят с дистанции», оставляя третьего наедине с проблемой. Потом, после успеха их друга, они раскаются в своей слабости, но дело не в этом. В образе Кузнецова режиссеры представили нам персонажа, отличного от главного героя, прошедшего войну, но не сумевшего бороться в мирной жизни. И режиссеры (невиданное дело!) оправдывают эту его слабость.

Совершенно иной образ Михаил Кузнецов создал в фильме Столпера «Наше сердце». Здесь его герой – отважный лётчик-истребитель Александр Васильевич Самохин, который во время войны прибывает в тыл для испытания нового самолета. Здесь герой-фронтовик проявляет упрямство, не желая участвовать в, казалось бы, ненужном процессе. Но затем проект начинает увлекать его…

50-е годы – первая половина 60-х. На Киевской киностудии

С 1950 года до середины 1960-х годов Михаил Кузнецов работал штатным актёром на Киевской киностудии. В этот период он снялся в достаточно большом количестве фильмов. К сожалению, большая часть этих картин – среднего уровня. Так в 50-х годах Михаил Кузнецов сыграл бухгалтера Петра Середу в мелодраме «Щедрое лето» - типичном сталинском фильме, прославляющем колхозников-ударников, бригадира рыбаков Карпа Ветрового, вступающего в борьбу с бюрократизмом в фильме-спектакле «Калиновая роща», помора Федора Веригина в фильме «Студеное море», партизана Алексея Северина в военной драме «Без вести пропавший». Были и другие герои – все одинаково положительные, такие «простые советские люди», наделенные высокими моральными качествами, нацеленные на строительство социализма.

Однако упрекать актера в чем-то нет смысла. Он работал в соответствующих условиях и принимал участие в тех картинах, которые на тот момент снимались. По мере возможности пытался вдохнуть живую струю в картонных персонажей, которых предлагала ему советская драматургия. Но были, хотя и крайне редко, персонажи, действительно достоянные внимания. В первую очередь это солдат Скобелев в историко-биографическом фильме режиссера Игоря Савченко «Тарас Шевченко».

В «Тарасе Шевченко», картине повествующей о произволе офицерства и бесправии солдат, Михаилу Кузнецову удался остродраматический, трагический образ солдата Скобелева - личности, кстати, реальной. Бывший крепостной, беглый, затем пойманный и отданный в солдаты, много раз битый, он, тем не менее, сохранил в душе неистребимую жажду свободы и справедливости. В итоге Скобелев погибал, пройдя строй шпицрутенов, но и в последний момент своей жизни он думал не о себе, а о своем товарище Тарасе Шевченко…

Тема бесправия поднималась еще в одной картине - в мелодраме режиссера Владимира Брауна «Матрос Чижик», поставленной по мотивам рассказа Константина Станюковича «Нянька». Роль матроса Федоса Чижика, которую сам актер называл в числе своих самых любимых, стала, своего рола, его бенефисом. Михаил Кузнецов вложил в образ старого, отставного матроса, приставленного в наставники к маленькому барчуку, всю свою душу. Активно влияя на съемочный процесс, он создал образ гораздо более полный и глубокий, нежели в первоисточнике. Чижик Кузнецова получился одновременно очень простым и мудрым. Будучи одиноким по жизни, он и в своем воспитаннике встречает одинокую душу, нуждающуюся в доброте и ласке. Но Чижик не просто дает все это мальчику, он влияет на его мировоззрение. Дуэт двух героев, старого матроса и юного барчука (эту роль исполнил Анатолий Мельников), получился очень искренним и трогательным.

Будучи актером Киевской киностудии, Михаил Кузнецов крайне редко снимался в картинах других киностудий. Об одной из них нельзя не упомянуть. Речь идет о фильме-сказке легендарного режиссера Александра Роу «Марья-искусница», поставленной на киностудии им. Горького, славящейся качественными картинами для детей и подростков. В этой великолепной сказке Кузнецов исполнил главную роль отставного солдата, помогающего маленькому Ванюше вызволить его мать из лап коварного водяного царя. Солдат в исполнении Кузнецова – воплощение настоящего русского характера: твердого и решительного, доброго и находчивого. К сожалению, это роль осталась единственной «сказочной» в репертуаре актера.

70-е – 80-е годы

С середины 60-х Михаил Кузнецов перебрался в Москву, где был принят в труппу Театра-студии киноактёра. И тут на какое-то время в его фильмографии наступил провал. А все дело в том, что, будучи человеком прямым и честным, он нередко высказывал свое мнение в лицо начальству. Одно из таких высказываний и стоило ему отлучения от кинематографа на несколько лет.

В начале 70-х Кузнецов вновь стал активно сниматься в кино, как на столичных («Мосфильм», Киностудия им.Горького), так и на региональных киностудиях. Перейдя на возрастные роли, актер теперь все чаще появлялся в образах военных, гражданских и партийных начальников, исполненных благородства, мудрости и некоторого отеческого лукавства. Большинство из этих однотипных картин («Юлька», «Алые погоны», «Повторная свадьба»), вероятно, не могли доставить актеру удовлетворения. Однако и здесь были приятные исключения, и все они пришлись на 80-е годы.

В начале 80-х, Михаил Кузнецов исполнил роль председателя колхоза Фомы Михайловича Лукаша в фильме режиссера Валерия Гурьянова «Тайное голосование» (1980). В основу картины был положен смелый и острый сценарий журналиста Анатолия Стреляного о колхозной жизни тех лет. Кузнецов, почувствовав интересный материал, с увлечением включился в работу над фильмом и создал в итоге образ человека, чей жизненный принцип был – во всех ситуациях поступать по совести, при этом в действиях его героя отсутствовал, какой либо, пафос. Однако советская цензура очень прохладно встретила картину. Нет, ее не запретили, но пустили очень ограниченным прокатом в дальних регионах. В результате фильм остался практически неизвестным зрителям.

А вот две другие работы Михаила Кузнецова остались в памяти многих зрителей. Прежде всего, это роль в историческом мини-сериале «Россия молодая» (1981), одном из лучших исторических фильмов, повествующих о времени Петра Великого. В этой картине Михаил Кузнецов сыграл редкую для себя отрицательную роль. И как сыграл! Его князь-губернатор Прозоровский – фигура мощная, это властный правитель с характером и крепкой хваткой.

Вторая картина – также историческая. Это фильм грузинских режиссеров Мгеладзе и Чохонелидзе «Багратион» (1985), где Михаилу Кузнецову довелось перевоплотиться в фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Этот образ уже более близкий творчеству Кузнецова – привычно уверенный, твердый и вместе с тем добродушный.

Финал

Михаил Кузнецов снимался в кино до последних своих дней. А из жизни он ушел тихо и незаметно. 23 августа 1986 года он вышел погулять в сквере у гостиницы «Украина», присел на скамейку, задремал… Окружающие сразу и не поняли, что в определенный момент сердце у Михаила Артемьевича остановилось…

Похоронили актера на 23-м участке Введенского кладбища Москвы.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Лындина Эльга. «Удивительно красивый человек. Михаил Кузнецов» http://www.velib.com
Шалина Марина Александровна. «Самый красивый на свете», http://samlib.ru
Р. Соболев. Статья из биографического альманаха «Актёры советского кино», выпуск второй, 1966 г.

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.