.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. 
Режиссер: Даниил Храбровицкий.
Сценарист: Даниил Храбровицкий. Оператор: Юрий Сокол.
Композитор: Моисей (Мечислав) Вайнберг.
СССР. Производство: Таджикфильм. 1965.
Эпизоды: Михаил Мансуров, Леонид Оболенский, Геннадий Балаев, Виктор Чекмарёв, 
Евгений Крючков, Александр Афанасьев, Игорь Боголюбов, Николай Кузьмин, Борис 
Аракелов. 
 
Перекличка между эпохами
Фильм «Перекличка», 
вышедший в 1965 году, стал режиссёрским дебютом Даниила Храбровицкого. Название 
картины не случайно. Сюжет представляет собой несколько историй, развивающихся 
параллельно в разные годы, между которыми происходит своеобразная перекличка. 
60-е: полёт человека в космос. Им становится космонавт Бородин. 1942-й: госпиталь 
в Средней Азии, где проходит лечение раненый солдат Бородин. 1944-й – экипажу 
танка, возглавляемого Бородиным, дана задача захватить мост. Камера бросает зрителя 
то в одно время, то в другое. В первый момент кажется, что мы видим историю одного 
и того же героя – Бородина. Но очень скоро выясняется, что космонавт из 60-х и 
танкист из 40-х – однофамильцы. У них разные имена, да и к тому же тот Бородин 
погибает где-то под Минском. Есть сомнения и в идентичности Бородина 1942 года 
и 1944 года, несмотря на то, что обоих играет Никита Михалков, особенно, когда 
в финале мы видим ещё одного Бородина – обыкновенного рядового пехотинца. А в 
начале фильма вспоминают Бородиных ботаника, железнодорожника, композитора… Да 
мало ли их в России Бородиных. Они все разные, но вместе они создают единый образ 
русского человека. Бородины пехотинцы и танкисты, рядовые и сержанты, отдали свои 
жизни, защищая Родину, чтобы мирно трудились Бородины-железнодорожники, чтобы 
Бородины-композиторы радовали людей своим творчеством, и чтобы Бородины-космонавты 
покоряли космос. Фильм демонстрирует духовное родство и единение разных поколений 
советских людей. 
Особенно сильными 
в фильме получились истории времён Великой Отечественной. Храбровицкий, будучи 
сам участником войны, без особого пафоса, без громких речей, сумел передать настрой 
простых советских солдат, поднявшихся на защиту своей страны и ставших настоящими 
героями. Вот эпизод, где танкисты изучают поставленную задачу. Они понимают, что 
с большой вероятностью никто из них не вернётся живым. «Сложновато», только и 
замечает Ружин. Но - «Надо, ребята, надо»… А вот пронзительная история раненого 
Бородина, проходящего лечение в госпитале. Здесь он находит свою любовь. Короткое 
время дано молодожёнам, чтобы насладиться счастьем семейной жизни. И вот уже повестка 
на фронт… 
Роль Бородина в годы Великой Отечественной исполнил молодой . Он чрезвычайно обаятелен и притягателен в этом образе. Его герой 
непосредственен, искренен и прост. Единственным минусом видится решение режиссёра 
придать его герою малограмотность. У молодого Михалкова на лице написано высшее 
образование, и когда его Бородин проявляет незнание истории, путая монгольского 
завоевателя с героем книги Гайдара, то выглядит это несколько неестественно.
В других ролях задействовано немало знаменитых отечественных актёров, это и 
, 
сыгравший Бородина-космонавта, и  в роли Кати, и  в роли Ники, и  в роли генерала Журавлёва, и  в роли Варенцова, и  в роли танкиста Саши Амельченко. Хороший, интересный, хотя местами 
и неровный фильм, демонстрирующий, что качественное кино в годы Советской власти 
снималось не только на центральных киностудиях, но и в союзных республиках. Тем 
обиднее, что он оказался незаслуженно забыт…
P.S.
Спустя семь лет режиссёр Даниил Храбровицкий поставил фильм, полностью посвящённый 
теме космоса, - драму "".
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое 
вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.